среда, 18 февраля 2015 г.

«Практическая электроника для изобретателей», Пол Шерц и Симон Монк (третье издание) (Practical Electronics for Inventors, Paul Scherz, Simon Monk)

Главная цель, которую я ставил перед собой, покупая эту книгу, было вспомнить теорию и освежить свои знания по электронике, которыми, как мне казалось, я прекрасно владел. Предварительно я прочитал восторженные отзывы читателей и аннотацию к этой книге, которая обещала фундаментальный 1000-страничный труд с теорией и рассказом обо всех аспекта современной электроники. Гордая надпись «третье издание», которая красовалась на титульном листе книги, кокетливо намекала на то, что в ней содержаться информация о самых последних достижениях науки и техники, и мне не придётся в очередной раз разбирать принцип работы какого-нибудь электромагнитного реле или старинного 555 таймера. Но обо всём по порядку.

Прежде всего, мне хотелось бы обратиться к Главе 2, Теория. Эта глава, пожалуй, самая ценная в этой книге, и если бы авторы ограничились бы только этой главой, и издали бы её отдельной книгой, думаю, что она бы была не менее популярной и востребованной. По сути, Глава 2 – это 243-страничный конспект Теоретических Основ Электротехники (ТОЭ), который любой студент профильного ВУЗа изучает в течение 2-х семестров по какому-нибудь Бессонову или Демирчану. Именно потому, что я изучал ТОЭ по Бессонову, я не мог не удержаться от сравнения подачи материала между отечественными учебниками и американскими, на примере этой книги. Сразу бросается в глаза при чтении «Практической электроники для изобретателей», так это обилие детальных, ясных схем и рисунков, с необходимыми формулами и обозначениями. Шерц и Монк очень часто используют аналогию потока воды при объяснении «упорядоченного движения заряженных частиц». Многие могут сказать, что это излишнее упрощение, для не слишком образованной публики. Но то, как мастерски это сделано в этой книге может только восхищать. Дело в том, что благодаря этому подходу у читателя, формируется очень чёткая структура взаимодействия между током и напряжением при определённых схемах соединения различных компонентов. И это, как мне кажется, очень быстро формирует определённые паттерны, с помощью которых гораздо легче анализировать работу больших схем. Я помню свои студенческие годы, когда мы закончили курс ТОЭ. Было чувство мощной прокачки формулами, понятиями, цифрами, определениями, но не было осознания завершённости, некоторой структурированности знаний, которая без труда помогла бы влиться в специализированные предметы. При этом, следует упомянуть, что в Главе 2, Теория, как, впрочем, и в других главах книги, нет недостатка в математических формулах. Совершенно понятно, что без них невозможно строгое осмысление многих понятий, излагаемых в теоритических основах. Однако, эти формулы приводятся, как мне демонстрировались, строго дозированно, без излишних, как это часто происходит в «наших» учебниках, выводов теорем или выведение формул из ранее приведённых, и без нудных рассказов о том, как «какой-нибудь» Ньютон, долгими зимними ночами сидел на скамеечке под яблоней в ожидании когда же наконец это долбаное яблоко треснет ему по голове. Кроме того, в Приложении С, Полезные факты и формулы, приведён справочный материал для тех кто подзабыл основные формулы по тригонометрии, комплексным числам, дифференциалам, интегралам … И это мне кажется, очень полезным дополнением к книге.

Некоторые разделы показались мне несколько скучноватыми, но я это объясняю тем, что в этих областях мне приходилось работать довольно продолжительное время и мои опыт и знания в них, возможно, заходят за узкие рамки «Практической электроники для изобретателей», книги, авторы которой не поддались искушению раздуть своё детище до нескольких томов, и ограничились «компактным» 1000-страничным томом, умудрившись включить в него всё самое необходимое.   

В то же время, в книге имеется куда как больше мест, которые содержат либо абсолютно новую для меня информацию, либо, к моему величайшему стыду, эта информация исправляет совершенно неверное или неполное моё представление по некоторым областям.

Например, мне очень понравилось объяснение принципа работы импульсного выключателя. Теперь я имею достаточно ясное и чёткое представление о его работе.

На протяжении многих лет я никак не мог понять, почему автотрансформатор называют «автотрансформатором». Чего в нём такого автоматического, что он заслужил именно такое имя. Как выясняется, «авто» по греческий означает «сам». А поскольку обмотка в таком трансформаторе одна, то она сама на себя и трансформирует напряжение в зависимости от отпайки, имеющейся на ней. Не скрою так же, что меня очень удивило и порадовало то, как умно и эффективно американцы делают силовую электроразводку в своих домах ... Я мог бы ещё долго перечислят то новое и неизвестное для меня, что я подчерпнул из этой книги, но тогда мне пришлось бы перепечатывать в маленький блог добрую половину книги. Могу сказать лишь одно, эта книга сподвигла меня на изучение программируемых микроконтроллеров Arduino, чем я с интересом и не без успеха занимаюсь сейчас.

К сожалению, мне неизвестно переведена ли эта книга на русский язык. Однако, если Вы знакомы с английским языком, Вы увлекаетесь электроникой или Вы просто неравнодушный инженер-электронщик, или инженер-электрик, то я настоятельно рекомендую Вам эту книгу к прочтению, Вы не пожалеете ни о затраченном времени, ни о цене, которую Вы заплатите за неё.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий